Мы используем файлы cookie.

Подробнее

Стартап на крови: как в Theranos обманули инвесторов на миллиарды долларов

⏰ 9 мин. чтения
img



Содержание


Финансовые и юридические преступления как детективы — порой истории оказываются такими захватывающими, что, кажется, в реальности случиться не могли. Но мало кто видит за интересными сюжетами ошибки инвесторов, финансистов, крупных компаний, которые из-за этого теряли миллиарды. Мы решили рассказывать о крупнейших преступлениях в нашем блоге и анализировать их. Разбирать причины успехов и неудач и выносить уроки из криминальных историй через нашу экспертную оценку. В этой статье — первый кейс, который входит в число самых крупных финансовых преступлений за последнее время.

Американка Элизабет Холмс до недавнего времени была одной из самых обсуждаемых персон в Кремниевой долине. Успешный стартап Theranos, огромные вложения инвесторов, уникальная разработка. Девушка заставила весь мир возносить ее до небес. И только спустя 12 лет выяснилось, что она водила инвесторов за нос, а та самая новая технология — не больше чем фантазия. В апреле она должна была отправиться в колонию на 11 лет. Рассказываем, как компания смогла обмануть инвесторов, в чём ошиблось венчурное комьюнити и как таких ошибок избежать.

Кто такая Элизабет Холмс?

Элизабет Холмс росла в семье состоятельных родителей. Мать входила в комитет Конгресса США, а отец руководил энергетической компанией. Уже в детстве девочка любила читать серьезные книги и играть в «Монополию». Она была не по годам интеллектуально развитой. Подростком звонила в Стэнфордский университет и просила, чтобы ее зачислили на курсы. С энной попытки это получилось — Холмс взяли, несмотря на юный возраст, потому что она безошибочно решила вступительный тест. После школы Элизабет поступила в Стэнфорд на факультет физико-химической инженерии. По рассказам профессора Чаннинга, первокурсница была настолько талантливой, что почти сразу начала работать с исследователями - аспирантами.

Во время студенчества случилось событие, которое изменило жизнь Холмс. Ей удалось поехать на стажировку в Сингапур в 2003 году. В то время там распространялась атипичная пневмония. Холмс начала изучать это заболевание, и ее посетила гениальная мысль: а что, если бы был медицинский инструмент, который лишь по капле крови, без шприцев, ставит точный диагноз и помогает лечить болезнь? Так и начала зарождаться компания Theranos.

Идеи для бизнеса не всегда приходят спонтанно, как у Элизабет Холмс. А мнение о том, что свое дело открывают только гении, — популярный стереотип. Чтобы понять, как придумать перспективную бизнес-идею и что перед этим нужно проанализировать, читайте нашу статью.

Theranos: терапия + диагноз

По приезде в Америку Холмс рассказала про идею профессору Ченнингу. Он поддержал ее начинание, потому что видел в студентке особые перспективы. Тогда ради стартапа двадцатилетняя девушка бросила вуз. Деньги родителей, которые должны были пойти на оплату учебы, Холмс вложила в свою компанию.

Девушка днями и ночами работала над технологией. У нее получилось придумать нечто вроде пластыря, который исследует кровь человека и с помощью микроигл вводит лекарство. На эту разработку Холмс подала патентную заявку. Первое время компания называлась Real-Time Cures — в переводе «лечение в режиме реального времени». Скоро название изменилось на Theranos. Это сочетание английских слов therapy и diagnosis: терапия и диагноз.

Профессор Чаннинг верил в свою студентку, консультировал ее и позже стал одним из директоров Theranos. Его связи помогли компании найти первых инвесторов. Технология показалась обществу такой полезной и инновационной, что уже к концу 2004 года в стартап вложили шесть миллионов долларов.

Спасение мира: что обещали в Theranos?

От изначального пластыря в компании отказались почти сразу. Плодотворная работа привела к новому формату: это был маленький прибор без шприцев похожий на глюкометр. Он неглубоко прокалывает палец, а одна маленькая капля крови потом всасывается в картридж. Дальше кровь подробно исследуется.

Прибор второго поколения назывался Edison. Финальный, третий был более сложным технически и носил название miniLab. Выглядел он так:

Прибор miniLab

Источник фото



Холмс мечтала, чтобы этот прибор был доступен всем, чтобы он продавался в аптеках и был дома у каждого. Планировалось, что когда-то тест на чудо-устройстве будет стоить всего около двух долларов. Разработчица была уверена, что это заставит людей внимательнее относиться к здоровью, поможет вовремя найти страшные заболевания.

Подобный прибор стал абсолютным новшеством в мире медицины. Обычно для анализа врачи берут гораздо больший объём крови — около десяти миллилитров. Аппараты в современных лабораториях не настолько чувствительны, чтобы исследовать крошечную каплю, как предлагали в Theranos. Кроме этого, в больницах палец прокалывают большими иглами, от которых Холмс отказалась. Общественность сочла разработку шагом в будущее, и Theranos заручилась поддержкой не только коллег, но и инвесторов.

Стив Джобс в юбке

Успех Theranos всё рос и рос. Холмс становилась популярнее, о ней писали СМИ, она участвовала в TED Talk. Несмотря на публичность компании, кое-что все же оставалось в секрете — сама лаборатория. Ее не разрешалось посещать ни одному инвестору и партнеру.

Это не мешало ажиотажу вокруг компании. Сначала там работали только университетские коллеги Холмс, но со временем штат расширялся за счет новых профессионалов. С Theranos начали сотрудничать фармацевтические гиганты Pfizer и Walgreens.

В медиа сравнивали Элизабет со Стивом Джобсом, сооснователем Apple. Он был так же скрытен, а Холмс постоянно носила черные водолазки, как будто равняясь на него. Холмс, как и он, работала не покладая рук и игнорировала отпуск. Кто-то даже считал, что она специально занижала голос, чтобы походить на Джобса.

Фото Элизабет Холмс

Фото: © DAVID ORRELL/CNBC/NBCU PHOTO BANK/NBCUNIVERSAL VIA GETTY IMAGES



Так или иначе, ее фигура стала внушительной и привлекательной. Спустя время ее признали самой молодой в мире миллиардершей — ей было 30 лет. Forbes тогда оценил состояние в 4,5 млрд долларов. А сама Theranos к сентябрю 2014 года стоила в два раза больше, 9 млрд долларов. Разве может что-то пойти не так?

До последней капли

В СМИ порой просачивалась информация о тревожных звоночках, связанных с Theranos. Например, появлялись критические журналистские тексты, а бывшие сотрудники негативно высказывались о работе. От пациентов приходили гневные отзывы. Они жаловались на аппарат Theranos, который выдавал неверные диагнозы: например, здоровым приписывал рак. Интересно и то, что за более десяти лет работы биотех-компания не выпустила ни одну научную статью.

Журналист Wall Street Journal Джон Керрейру решил покопаться в этой теме. То, что он выяснил в 2015 году, стало началом конца для компании, в которую верили, кажется, все. Оказалось, что тот самый всемогущий прибор от Theranos так и не был разработан. Исследования выполняли старые аппараты, которые работают на анализаторе Siemens. Отсюда и неточные диагнозы. Никакой физической разработки Холмс не было, а деньги вкладчиков ушли в никуда. Налицо была мошенническая схема, которую не распознали даже крупные инвесторы.

В чем ошиблись инвесторы

Кейс Theranos стал одним из самых заметных примеров неудачного инвестирования за последние годы. Во время презентаций представители компании показывали им ненастоящие данные. После забора крови на экране демонстрировали результаты анализов, которые были заранее сохранены на компьютере. Поэтому инвесторы были убеждены, что подвоха нет.

На руку Холмс сыграла и закрытость компании. Коммерческая тайна в Theranos распространялась чуть ли не на всё. Сотрудники одного отдела были не в курсе, чем занимаются коллеги из другого департамента. Поэтому многие работники долго не знали об обмане, что заставляло их продолжать сотрудничать с компанией и не поднимать шум. Очевидно и то, что сотрудники из-за излишней закрытости компании были отдалены от общего конечного продукта. Такая секретность — ещё один красный флаг для инвесторов.

Они поверили Холмс среди прочего потому, что рынок биотехнологий — один из самых растущих и перспективных, а значит будущее за уникальными изобретениями. В 2015 году в США насчитывалось более полутора тысяч биотех-компаний. Исследователи уже тогда отмечали большие денежные суммы (как от частных, так и от государственных организаций), которые вкладывали в эту сферу. В период финансового кризиса 2008-2009 индекс NASDAQ Biotechnology практически не пострадал, и уже в 2015 году достиг максимума. Это говорит о низкой взаимосвязи между сектором биотехнологий и остальным рынком. Уверенность в росте биотех-сферы, в особенности прибора Theranos — вот то, что склонило крупных инвесторов в сторону Theranos.

Среди причин, которые привели инвесторов к Холмс, может быть и патентная система США. Наличие патента в Америке считается ключевым фактором для инвесторов, и стартапы обычно акцентируют внимание именно на этом. Особенно важен патент в области медицины. Однако патентное ведомство США USPTO часто перегружено заявками, и это сказывается на качестве проверки поступающих проектов. Так, в технической реализации устройства Theranos никто из USPTO не усомнился, несмотря на его инновационность. Патент получен — значит, есть доверие со стороны общественности.

Доверяй, но проверяй

Часть вкладчиков не разбирались в медицине. Это также стало причиной неудачи. Биотех-сферу не получится освоить за неделю, а полагаться только на веру в главу компании опасно. Многие закрыли глаза на то, что Холмс даже не окончила вуз. Получилось, что Theranos руководила девушка без специального образования, которой вполне могло не хватить теории для революционной разработки. Но это никого не остановило.

Здесь может идти речь о так называемом эффекте авторитета — когнитивном искажении, при котором человек безоговорочно доверяет тому, кого считает авторитетной персоной. Таковой можно воспринимать и саму Холмс c ее медийностью и всеобщим уважением, и крупные компании типа Pfizer, которые дали зеленый свет для инвестирования другим.

Крах «кровавой» империи

Theranos какое-то время оставалась на плаву. Приходили проверки, находили нарушения, но Холмс обещала, что начнет с начала и всё обязательно получится. Успехом это не закончилось, и в 2016 году дело начали изучать американские прокуроры. Тогда и стали закрываться лаборатории и оздоровительные центры Theranos.

Через пару лет Комиссия по ценным бумагам и биржам США предъявила обвинение в мошенничестве Элизабет Холмс и Рамешу Балвани, экс-президенту компании. Бизнесвумен обязали выплатить штраф в 500 000 долларов. Она также не могла больше руководить компанией. Фактически это означало крах, Theranos закрыли. Для инвесторов это было потерей более 1 млрд долларов.

Судебный процесс над Элизабет Холмс начался только в 2021 году. Из-за беременности подсудимой и пандемии ковида слушания постоянно переносили. После каждого заседания Элизабет подавала апелляции, добиваясь пересмотра дела, чтобы отсрочить наказание. Адвокаты Холмс пытались отстоять ее свободу. Так, например, они подчеркивали, что у любого медицинского теста есть погрешность. А тот факт, что в Theranos оставляли в тайне многие вещи о разработке, называли нормой. В Силиконовой долине якобы такая стратегия распространена у стартапов. Но предсказуемо, что такие аргументы оказались не к месту, — масштаб обмана инвесторов оказался слишком велик.

В ноябре 2022 года Холмс вынесли окончательный приговор — 11 лет тюрьмы и выплата 121 млн долларов. Американская бизнесвумен должна была отправиться отбывать наказание 27 апреля 2023 года. Однако она снова подала ходатайство, чтобы остаться на свободе немногим дольше.

Итоги

Дело Theranos — это история не только про доверие и обман. Это кейс еще и о том, как важно для венчурных инвесторов проводить тщательный анализ и оценку компаний и рынка перед инвестированием. Обещания технологических революций звучат заманчиво, но обычно в них кроется подвох. Инвесторы должны знать правду о возможностях стартапа, включая его технические стороны. Прозрачные бизнес-процессы, наличие доказательств функциональности проекта, текущая ликвидность — вот что должно привлекать потенциальных вкладчиков.

Защитить свой капитал от мошеннических схем и неправильных решений в процессе инвестирования помогает анализ финансовой документации и отчетности, а также юридических и бизнес-процессов компании – Due Diligence.

Давид Шерозия, СЕО Laduchi Consult:

Современные тенденции и повышенный интерес к науке и технологиям могут иногда сбить с толку даже опытных инвесторов, особенно в сложной сфере биотехнологий. Биотехнологическая индустрия развивается с невероятной скоростью, привлекая многообещающие и инновационные проекты. Однако, для успешного инвестирования защиты своего капитала от мошеннических схем и ошибочных решений, важно иметь глубокое понимание научных принципов, технологических тенденций и рисков, связанных с разработкой и коммерциализацией биотехнологических продуктов, а также проводить тщательный анализ проектов и консультироваться с опытными специалистами в данной области. Это поможет снизить риски и увеличить вероятность успешного вложения капитала.

Во время проведения Due Diligence эксперты Laduchi Consult выявят реальную картину состояния бизнеса, получив доступ к детальной информации о финансовых отчетах, налоговых данных, контрактах, правовых вопросах и других важных аспектах деятельности компании. В результате инвестор сможет оценить надежность компании, устойчивость бизнес-модели и потенциальные риски.

Обратите внимание, что все материалы, содержащиеся на этом сайте, подготовлены для использования в исключительно информационных целях. Эти данные не являются и не заменяют собой профессиональную финансовую, юридическую или налоговую консультацию. Информация носит общий характер и не учитывает ваши личные обстоятельства. Всегда обращайтесь за профессиональным советом к официальным лицензированным специалистам: финансовым консультантам, бухгалтерам и юристам.


Остались вопросы?




Похожие статьи